Небольшое предисловие. Есть у человека квартира. Идет в этой квартире обычная семейная жизнь. А однажды наступает момент, когда и хочется, и надо сделать ремонт этой квартиры. Зарабатываются или делаются деньги, часть или какая-то часть этой суммы откладывается на ремонт.
Как мы подразумеваем ремонт квартиры? Чаще всего мы видим уже конечный результат всей работы: новые полы, обои, сантехнику, мебель, освещение и т.д. Как бы наступает ясность желаемого, приходит «видение», VISION .
Что же, казалось бы, нам уже все ясно, пора приступать к ремонту.
Для чистоты проблемы лучше взять новостройку: квартира пустая, не надо ни куда, ни кому переезжать, укутывать и закрывать мебель и т.д.
Далее происходит подбор материалов и оборудования квартиры, примерно делается предстоящий расчет по деньгам и остается дело за малым. Надо же кого-то нанять, пригласить, договориться и т.д. Т.е. идет поиск исполнителей наших замыслов.
Все происходит как обычно при найме на работу. Но уже не обычно для нас, ведь мы уже начинаем выполнять новые функции, выступая в роли работодателя, ищем строителей, а они, предлагая на продажу свой труд, ищут нас.
С материалами и оборудованием для ремонта квартиры вроде бы все ясно, даже если и будут какие либо изменения по ходу ремонта, то все это есть или в магазине, или на строительном рынке. Главная особенность, касающаяся материалов или оборудования, что это уже готовые, законченные продукты стройиндустрии, выставленные на рынок.
А вот с прорабом и его бригадой особый случай. Они продают не просто свой труд. Это не рабочие у конвейера. Это люди, продающие услуги, т.е. то, что нельзя ни увидеть, ни пощупать до того как это будет сделано и за это уже надо будет платить. Да в современной жизни уже под 90% всей экономики приходится на услуги. И этот колоссальный рост произошел на наших глазах. А мы еще психологически, как клиенты, остались в товарной экономике. (Хотя услуга тоже товар, только очень специфический.)
А как происходит рыночный обмен в товарной экономике? Помните про стулья и деньги? Да, сначала мы выбираем, смотрим, проверяем, платим, а затем мы сами или с помощью продавца с полки, витрины, склада получаем ГОТОВЫЙ товар.
А в услугах по ремонту квартиры? Пытаемся выбирать и смотреть, ездим по объектам. Проверяем рекомендации. А дальше? А дальше, выбрав прораба или бригаду, привычно платим в ожидании получить тоже ГОТОВЫЙ товар.
А что получается и что мы получаем? А получаем мы ПРОЦЕСС. Который еще надо организовать. Если мы заказываем услуги по ремонту квартиры в крупной фирме и за хорошие деньги, то организацией занимается сама компания и результатом в подавляющем большинстве будем довольны (исключения возможны всегда, в том числе и по обоюдным причинам), если же наш выбор – это частная, небольшая бригадка с прорабом, то результат не всегда прогнозируем даже самой этой бригадой, не смотря на наши надежды и веру в «ближнего». И здесь организаторская работа в большей степени зависит от нас – Заказчиков.
В случае возможных проблем фирма может брак или исправить за свой счет, в том числе и сделать ремонт соседям снизу, либо выплатить компенсацию. С фирмой это является в подавляющем большинстве случаев не проблемой, а задачей.
(Проблема – это, опираясь на знания еще древних греков, объективно возникающая в процессе ремонта преграда или комплекс вопросов, решение которых представляет существенные трудности.
Задача – это, согласно С.И. Ожегову, то, что требует исполнения.)
Главное и существенное отличие этих понятий в том, что проблема или не разрешается, оставаясь и дальше проблемой, или представляет существенные трудности и финансовые и моральные для ее разрешения. А задача имеет решение и ответ в конце учебника.
Итак для нас, неискушенных заказчиков, которые и слово то Заказчик и тем более про самого себя увидели только в Договоре подряда (это если такой договор заключался) ремонт квартиры вообще и в частности является большой и разносторонней проблемой. А кроме того еще и финансовой дырой, и большим стрессом. А как это будет? А что я получу за свои деньги? И многие другие вопросы и мысли постоянно будоражат голову человека вдруг ставшего Заказчиком.
А у прораба и бригады уже свои мысли. Срабатывает психология профессии – сколько денег и за какое время можно получить с этого Заказчика за свою работу? Для них ремонт квартиры не является стрессом, для прораба или бригады это обычная рабочая обстановка, в которой они провели уже достаточно долго, чтобы огрубеть и заматереть в различных коллизиях, проблемах и задачах. Это для заказчика ремонт и стресс, и проблема, и задача и многое другое.
Можно выделить различные основания для классификации целей участников ремонта Заказчика и Подрядчика. Но для примера лучше взять «грабли». Конечно же, в переносном смысле. Сколько уже кругом информации про ремонт квартиры, а у многих заказчиков в углах новой квартиры припасены старые «грабли», которые повторяются не изо дня в день, а из века в век!!!
Наиболее устойчивые и распространенные «грабли» и бомбы замедленного действия, применяемые заказчиками по отношению самим к себе:
- Пренебрежение проектом (а зачем? Вот здесь надо так, а тут так! А это так у заказчика свое, у прораба тоже свое и у рабочего тоже свое. А в результате как в колхозе ничье!)
- Отсутствие письменного договора , договор на словах (которые забываются, а потом трактуются каждой стороной все больше и больше в свою сторону и переводя ремонт в непрерывный процесс выяснения отношений)
- Отсутствие сметы на бумаге (ну или смета на одной страничке или как максимум листочке). А потом постоянное открытие вновь необходимых затрат на одно, другое, третье.
- И деньги вперед! Ну, прямо последнее время беда какая то или наоборот? Заказчик стал цивилизованный. Хорошо зарабатывает. На работе у него благоприятная атмосфера и хорошая служба безопасности. Можно доверять партнерам.
А на стройке это все выглядит как моральный кодекс строителя коммунизма в период первоначального накопления капитала! Ведь известно же, сколько выдерживает Боливар! Как говорится, кто может деньги дать тот может деньги взять?
Можно полностью согласиться с предоплатами и авансами при работе с фирмами и проверенными бригадами. (Проверенными во время ремонтов квартир у друзей и знакомых и ставших уже партнерами). Фирмы очень стараются сохранить репутацию и для них стоимость ремонта квартиры гораздо дешевле стоимости хорошей репутации. Отсев недобросовестных Подрядчиков с юридическим лицом происходит очень жестко. В среде профессионалов главное и прибыль и репутация. Причем с ужесточением конкуренции репутация приобретает все большее и большее значение. И прибыль все больше и больше зависит от репутации.
А вот в неорганизованной массе недорогих бригадок, занимающихся ремонтом квартир как видом предпринимательской деятельности с целью получения прибыли чаще всего незаконно, легко меняющих номера мобильных телефонов и даже адреса уже немного другие взгляды на ремонт квартиры. В этой среде, среде начинающих или новых бригад, которые еще только думают, что может и станут фирмами, «если пойдет», на первом месте ДЕНЬГИ. Репутация и рекомендации, конечно же, нужны, но от отрицательных отзывов очень легко уйти к новому доверчивому заказчику. А без денег ни куда. Пока нет хороших рекомендаций и денег то мало платят, а если и заплатят хорошо, то не часто. И всей прибыли то и хватает на поддержание имиджа и то с трудом. Поэтому здесь как в песне «…за ценой не постоим…». Организацией ремонта квартиры в таких взаимоотношениях заказчику надо очень плотно заниматься самому. Главное тут сохранить козыри как можно дольше до конца этого процесса. А главные козыри здесь это ДЕНЬГИ. Конечно, если искать бригаду согласную получить всю сумму за ремонт по окончании работ, то к ремонту можно и не приступить ни когда. Ну а если такая бригада нашлась, то это уже БРИГАДА с большой буквы и шутить придирками даже и к низкому качеству она не позволит!
На рынке ремонтно-строительных услуг имеются две крайности в оплате работ. Или почти все деньги в конце работ или почти все в начале. Чаще всего работа строится, когда почти все деньги отданы в середине работ, когда заказчик несколько успокаивается. А там уже у бригад возникают препятствия непреодолимой силы к нормальному и качественному завершению работ. И здесь ни как или очень редко срабатывает пословица «деньги дать – деньги взять».
Если работа строилась с «граблями», то денег, как правило, заказчик уже обратно не получает.
В качестве вывода:
Для заказчика ремонт это новое и проблемное дело. Для уяснения этого процесса надо разбить его на этапы и от проблем перейти к задачам. Изучить предстоящий вид деятельности и наметить план. И не искать «грабли», не изобретать велосипед, а следовать устоявшимся алгоритмам в ремонте квартиры:
1. ПРОЕКТ РЕМОНТА КВАРТИРЫ
2. ДОГОВОР ПОДРЯДА
3. СМЕТА РЕМОНТА
4. ПОЭТАПНАЯ ОПЛАТА РАБОТ.
При такой последовательности можно успешно работать и делать дорогой ремонт квартиры как с крупной фирмой, так и сэкономить с недавно организовавшейся бригадой.
http://www.masterovoi.ru/
|